ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Интеллектуальные технологии на транспорте: конференция «Транспорт: логистика, строительство, эксплуатация, управление» -дискуссионная площадка

25.05.2023

На базе Челябинского института путей сообщения УрГУПС  состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Транспорт: логистика, строительство, эксплуатация, управление». Повестка конференции была сформирована совместно с ОАО «РЖД», отраслевыми учеными, партнерами и коллегами из транспортных вузов. В конференции приняли участие ученые и специалисты ОАО «РЖД», преподаватели и сотрудники головного вуза и филиалов УрГУПС, представители всех транспортных вузов страны.

 

 

 

Началось мероприятие со знакомства с институтом. Участникам конференции показали новые аудитории, где готовят конкурентоспособных специалистов, представили новые научные идеи, разработки, которые могут быть внедрены на железной дороге.

Открыл пленарное заседание конференции проректор по научной работе Сергей Валентинович Бушуев:

- Тема, выбранная для сегодняшней конференции, очень важна и перспективна – это цифровая железнодорожная станция. Данный проект запущен  на железной дороге в разных городах страны и реализуется, в том числе, в Челябинске.  Сортировочная станция Челябинск-Главный — одна из самых продвинутых на сети РЖД по части цифровизации. Все новейшие технические и технологические решения в области управления вагонопотоками сначала проходят испытания здесь. Сегодня мы с вами погрузимся в передовые технологии этой разработки, обсудим ее в широком кругу преподавателей, инженеров, научной общественности. Надеюсь, что наша научно-практическая конференция внесет определенный вклад в общее дело. Такой формат профессионального общения позволяет делиться своими разработками и научными идеями, школами, обмениваться контактами для дальнейшего взаимодействия. Желаю плодотворной работы!

Пленарное заседание началось с доклада начальника департамента технической политики ОАО «РЖД» Владимира Евгеньевича Андреева, который подробно рассказал о концепции создания цифровой железнодорожной станции и задачах, стоящих перед компанией, по реализации данного проекта:

- Инновационный проект является для нас приоритетным. Ведь применение цифровых технологий позволяет вывести работу компании на новый уровень. Цифровая железнодорожная станция – это комплекс взаимосвязанных программных  и технических средств и устройств. Решение на основе интеллектуального моделирования допускает планирование работы станции на 24 часа вперед при минимальном участии человека. А также дает возможность анализировать текущую ситуацию на станции, формировать пооперационный список заданий и контролировать работу персонала. Для цифровизации эксплуатационной работы станции ОАО «РЖД» реализует концепцию ЦЖС (цифровая железнодорожная станция), которая способствует увеличению доходности за счет эффективного использования уже существующей инфраструктуры. Входящие в состав ЦЖС интеллектуальные модули планирования и контроля собирают и обрабатывают данные всех технологических процессов, что позволяет сократить возможный простой вагонов и повысить производительность труда. На основе полученной информации формируется решение, на основании которого автоматически планируется отправление поездов, распределяются задачи сотрудникам и робототехническим средствам, в том числе по роспуску и формированию составов, диспетчеру остается лишь согласовывать формируемые системой решения.

Автоматическое планирование в разы увеличивает пропускную способность станции, оптимизирует трудозатраты, снижает количество простоев и расходов на содержание вагонов, а главное – исключает человеческий фактор. Иными словами, данное цифровое решение обеспечивает комплексную автоматизацию эксплуатационной работы станции от планирования до исполнения заданий работниками и роботами с контролем корректности их выполнения.

В ходе реализации цифрового проекта в ближайшие четыре года на станции Челябинск–Главный планируется внедрить 24 программных аппарата и цифровых модуля, которые обеспечат полный цикл технологических операций с грузовым вагоном в автоматическом режиме. Концептуально проект делится на три больших этапа. В текущем году на 90 процентов будет проведено проектирование программно-аппаратных комплексов, а также разработана примерно на 65 процентов программно-конструкторская документация. В 2024 и 2025 годах продолжится работа по проектированию ПАК с новой функциональностью, и примерно на 40 процентов будет разработано ПО. Комплексная отладка, а также испытание системы запланированы на 2025-2026  годы.

По мнению В.Е. Андреева, применение цифровых технологий позволяет вывести работу железнодорожных сортировочных станций на новый уровень и делает инфраструктуру с автоматической диагностикой прогнозирования абсолютно надежной. Интеллектуальный потенциал транспортных университетов может стать мощным рычагом для воплощения данной научной мысли на практике. Компания ОАО «РЖД» ждет молодых специалистов, максимально соответствующих цифровому будущему железной дороги.

Конференция продолжила свою работу. Заместитель генерального директора ОАО «НИИАС» В.В. Кудюкин рассказал о научно-методологическом обеспечении проекта «Цифровая железнодорожная станция».  Заместитель главного инженера  Южно-Уральской железной дороги  С. И. Климонтов поделился информацией о внедрении цифровых решений на станции Челябинск-Главный. Проректор УрГУПС по научной работе С. В. Бушуев и заведующая кафедрой «Управление эксплуатационной  работой» Е.Н. Тимухина озвучили вопросы цифровых технологий  в формировании модели выпускника вуза в области управления процессами перевозок и логистики. Также речь шла о перспективных профессиях и подготовке инженерных кадров для цифровой железнодорожной станции.

За круглым столом участники конференции обсудили перспективные научные разработки в робототехнической сфере на железнодорожном транспорте, перспективы развития беспилотного вождения поездов, цифровизацию управленческих решений, внедрение интегрированного поста автоматизированного приема и диагностики подвижного состава, переход на электронный документооборот в сфере грузовой и коммерческой работы и многие другие вопросы.

Завершилась работа конференции на сортировочной станции Челябинск-Главный — одной из самых продвинутых на сети РЖД по части цифровизации. В ближайшем будущем роспуск вагонов здесь будет производиться полностью в автоматическом режиме, а сортировать вагоны наиболее оптимальным способом помогут нейросети.

Елена Красулина

Фото: Ксения Костырева