ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Труд крут: экскурс в историю

16.02.2024

Почти шестьдесят лет назад начался первый трудовой семестр студенческих отрядов Свердловской области.  За эти годы тысячи построенных объектов, около 500 000 студентов, прошедших школу ССО, несчетное количество концертов агитбригад по селам области и миллионы добрых дел. Это незабываемое в жизни каждого стройотрядовца время.

Давайте сделаем короткий экскурс в историю становления, развития и возрождения студенческих отрядов Свердловской области.

С 1964 года ведётся отсчёт официальной истории студенческих отрядов Свердловской области. Первая целина прошла в г. Актюбинск Казахстанской области.

1965 год - официально сформировался «Областной штаб студенческих отрядов» по решению Свердловского обкома ВЛКСМ. Студенты стали открывателями Целины-2. Отряд численностью 900 человек соорудил 38 сельскохозяйственных объектов, жилые дома, школы.

1968 год - в первые рейсы выезжают студенческие бригады проводников, которые станут прообразами будущих студенческих отрядов проводников.

1970 год  - 1 августа впервые отмечается День строительных отрядов.

1973 год - создан студенческий специализированный отряд «Экспресс» численностью 500 человек на базе нескольких вузов Свердловска. Так началась официальная история студенческих отрядов проводников (СОП).

1978 год - состоялся первый фестиваль целинной песни «Знаменка».

1979 год - отряды работали на БАМе.

1984 год - 1 марта 1984 года в первый рейс № 955/956 «Свердловск – Качканар – Нижняя Тура» отправляется первый в СССР круглогодичный студенческий отряд проводников «Уралочка». За время целины 1984 года отряды проводников Свердловска перевезли более миллиона пассажиров.

1986 год – ударные стройки: Саяно-Шушенская ГЭС, БАМ, КАТЭК, Экибазтуз, газовые месторождения Тюмени.

1987 год - зимой по железной дороге курсирует агитпоезд «Свердловский комсомолец» с агитбригадой, составленной из бойцов разных студенческих отрядов.

1993 год - на целинных значках свердловских отрядов вместо надписи «Всесоюзный студенческий отряд» появилась надпись «Свердловский областной студенческий отряд».

1996 год - впервые командиру "Экспресса" Ольге Эдуардовне Колотовкиной было присвоено звание «Почётный железнодорожник».

1998 год - образована молодёжная общественная организация «Свердловский областной студенческий отряд».

2001 год - количество отрядов впервые после мощного спада отрядного движения, связанного с развалом СССР и ВЛКСМ, снова перевалило за 100.

Студенты УЭМИИТ–УрГУПС внесли большой вклад в стройотрядовское движение Свердловской области, пополняя каждый год студенческое трудовое движение, определившее своей основной целью оказание посильной помощи в укреплении национальной экономики, решении задач развития народнохозяйственного комплекса страны. Наряду с молодежью других вузов студенты-транспортники вели насыщенную отрядную жизнь, о чем свидетельствуют многочисленные фотографии трудовых будней и содержательного досуга стройотрядовцев.

Много лет назад для многих студентов транспортного вуза БАМ стал не только стройотрядовской, но и профессиональной судьбой. Они –  молодые, уверенные в себе – не просто покоряли стройку века в студенческие годы, а мечтали там жить и работать.

Из воспоминаний выпускника УЭМИИТ Виктора Викторовича Бардеева, ветерана БАМ (награжден медалями «За строительство БАМ» в 1979 г., «За трудовую доблесть» в 1984 г.):

 «В жизни ничего так просто не бывает. Еще в УЭМИИТе с моими друзьями мы мечтали поехать на Байкал, покататься на теплоходе «Комсомолец». Мечтой же оказался БАМ. В знаковом 1974 году я стал кандидатом в члены КПСС и был награжден знаком ЦК ВЛКСМ «За отличную учебу». Все складывалось так, что я должен был остаться после окончания железнодорожного института в родном городе Свердловске. В год окончания 1975 года на электротехнический факультет выделяют по заявке Министерства транспортного строительства СССР одно место на 200 выпускников, из них 26 претендентов, желающих распределиться на строительство БАМ. По результатам учебы, активной общественной работы это место достается мне.

25 августа 1975 года приезжаю в Тынду в СМП -24 (позднее стал СМП-868) треста «Транссвязьстрой». В начале сентября уже был направлен на сложный участок работы, на станцию Пивань (правый берег реки Амур). Эта история становления моего мужества и профессионализма, ведь мне тогда было 22 года. Меня ввели в курс моей работы. Под моим началом стали трудиться 60 работников, механизаторы, водители, монтеры линий связи, кабельщики. Нужно было проложить 8 км магистрального кабеля связи через мостовой переход реки Амур до стации Пивань и реконструировать, отремонтировать 25 км воздушных линий связи, идущих в сторону Советской Гавани (малый БАМ). Все это было нужно для организации пропуска поездов от Комсомольска на Амуре до Советской Гавани.

Летом 1975 года на этом участке работал студенческий отряд нашего института. Ребята рыли траншеи для прокладки кабеля, копали вручную, только где позволяли грунты 1-2 категории.

На БАМе на танцах в ДК «Байкал» я встретил свою судьбу. Вот так я породнился с Байкалом и с Северобайкальском».

Сегодня УрГУПС по праву является флагманом студорядовского движения Свердловской области. Именно в транспортном вузе на протяжении всей истории сохранялись и приумножались традиции студенческих отрядов. Одна из них – БАМ, ставшая великой стройкой 21 века.